Чем отличаются муниципальные учреждения от государственных

Виды гос и муниц учреждений, их отличия, назначение, финансовый механизм

Чем отличаются муниципальные учреждения от государственных

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Государственными являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.

Муниципальными называются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.

Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, а также имущество в оперативном управлении.

Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на три типа:

– казенные;

– бюджетные;

– автономные.

казенные учреждения – это государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, имеют ряд присущих именно им признаков:

1) цель создания – осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

2) учредитель такого учреждения – органы государственного управления и органы местного самоуправления;

3) закрепление имущества – на праве оперативного управления;

4) источники финансирования – средства соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

5) наличие бюджетной сметы, объем которой устанавливается учредителем, в том числе и на основе государственного задания;

6) высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы;

8) отсутствие прав на предоставление и получение кредитов (займов), приобретение ценных бумаг;

10) закрепление в уставе позиции о субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения публично-правового образования в лице органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения.

К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Следующий организационно-правовой тип – автономные учреждения.

В Законе об автономных учреждениях приведено следующее определение: автономное учреждение (АУ) – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Все типы государственных и муниципальных учреждений обладают как общими, так и характерными признаками.

Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; выполнение государственного (муниципального) задания; публикацию отчетности в средствах массовой информации; лицензирование отдельных видов деятельности независимо от того, оплачиваются ли их услуги гражданам и юридическим лицам за счет бюджета или предоставляются на платной основе.

Основные различия казенных, бюджетных и автономных учреждений

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Источник: https://mylektsii.ru/14-47985.html

Государственное казенное учреждение — что это такое

Чем отличаются муниципальные учреждения от государственных

Здравствуйте, как хорошо вы понимаете отличие казенного учреждения от бюджетного?

А ведь мы постоянно работаем с двумя организациями, поэтому сегодня в статье, когда размещала информацию про казенные предприятия, также рассмотрела и вопрос отличий.

Вы знаете, что казенное предприятие может быть частными? Например я об этом не задумывалась.

Также, казенное учреждение может получать доход от своих услуг или существовать на добровольной основе.

Для меня эта информация была достаточно неожиданной, так как я считала, что такие предприятия должны существовать только на бюджетной основе. Подробнее о казенных учреждениях — читайте в статье.

В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:

  •  частным (создано гражданским или юридическим лицом);
  •  государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием).

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.

В общем порядке бюджетные учреждения отличаются от казенных тем, что  доходы, приносящие от осуществляющей ими деятельности  будут использовать по своему усмотрению, не перечисляя их в доход бюджета.

Отличия в основных направлениях деятельности заключаются в том, что казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции, в то время, как бюджетное выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Следует отметить субсидиарную ответственность учредителя в казенном учреждении, в бюджетной субсидиарной ответственности нет.

Говоря об ответственности перед кредиторами, казённое отвечает денежными средствами, а бюджетное отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств.

В бюджетном учреждении крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия учредителя. Заключение контрактов происходит от своего имени, в то время, как в казённом учреждении контракты заключаются от имени учредителя.

Источник:  http://kotuch.ru/7214/chem-kazennoe-uchrezhdenie-otlichaetsya-ot-byudzhetnogo

Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных.

Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

  • а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

  •  Правительством РФ – в отношении федеральных казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных казенных учреждений.

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка N 539*(1)), которое должно содержать:

  • а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
  • г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
  • е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка N 539).

Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

  •  пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;
  • – информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).

Особенности правового положения казенных учреждений

Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:

  •  финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);
  •  операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);
  • казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;
  • казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ);
  • казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Источник: http://blognalog.com/byudzhet/gosudarstvennoe-kazennoe-uchrezhdenie-chto-eto-takoe.html

Виды образовательных учреждений: государственные (муниципальные) и частные

Чем отличаются муниципальные учреждения от государственных

Выполнила студентка 4 курса

заочной формы обучения

44.03.03. «Специальное

(дефектологическое) образование»

профиль «Специальная психология»:

Шевякова Татьяна Петровна.

Дата выступления: 22.11.2019г.

Виды образовательных учреждений: государственные (муниципальные) и частные.

Система образования – социальный институт, целенаправленно созданный обществом, имеющий организованную систему связей и социальных норм, которые соответствуют потребностям конкретного социума к подготовке подрастающего поколения.

Система образования представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на формирование и развитие личности человека.

Образовательная система России представлена системой образовательных учреждений, каждое из которых относится к определенной ступени образования, имеющей конкретную цель по обучению и воспитанию детей.

Кроме того, каждая ступень образовательной системы направлена на создание эффективных условий обучения, в соответствии с возрастными, психологическими и физическими особенностями учащихся.

Таким образом, система образования – это систематизированный комплекс учебно-воспитательных учреждений, существующий в рамках конкретного государства.

В систему образования входят [6]:

– Дошкольная система образования – детские сады, детские ясли, частные дошкольные учреждения (клубы, комплексы и т.д.).

– Школьная система образования – начальные, общеобразовательные, специализированные и профессиональные школы.

– Система профессионального образования – колледжи, техникумы, ВУЗы и т.д.

– Система дополнительного образования – внешкольные организации, клубы, культобразовательные учреждения и т.д.

Основными признаками современной образовательной системы в России являются:

– Соответствие системы образования уровню развития общества и государства.

То есть, образовательные учреждения, входящие с систему образования, полностью удовлетворяют требования общества и государства по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Соответственно в странах с более высоким уровнем развития и требования к обучению значительно выше, что естественно сказывается и на количестве учебных заведений.

– Государственная политика оказывает влияние на всю образовательную систему страны, ее функциональное и системное развитие.

– В системе образования находят свое отражение этнические и национальные особенности, исторический опыт народа. Они оказывают и влияние на ее дальнейшее развитие.

– Учет педагогических факторов, среди которых наиболее актуальными являются ранее воспитание и обучение детей, подготовка молодежи к будущей профессиональной деятельности [9].

Современная Российская образовательная система является одной из лучших в мире и входит в первую десятку мировых образовательных систем. В настоящее время в образовательную систему России входят не только государственные учреждения, но и частные, что значительно расширяет её образовательные возможности.

Основными тенденциями развития современной образовательной системы являются [7]:

1. Гуманизация образования – личность учащегося признается высшей ценностью общества. Образование должно быть направлено в первую очередь на формирование и развитие полноценной, развитой личности, обладающей высокоморальными, интеллектуальными и физическими качествами.

2. Индивидуализация образования – направлено на организацию педагогического процесса, с учетом возрастных, психологических и физических особенностей ребенка.

Организованный образовательный процесс должен отвечать индивидуальным возможностям и потребностям учащихся, удовлетворять их потребности в получении знаний и умений.

Данная тенденция является усилением одного из основных традиционных принципов обучения и реализуется через личностно-ориентированный подход обучения, основанный на ЗУН учащегося.

3. Демократизация образования – направлена на организацию педагогического процесса, в котором все его участники имеют равные права и принимают равное активное участие в учебном процессе. Общение и взаимодействие между педагогом и учащимися основано на взаимном уважении.

При демократизации образования, такие стили взаимодействия как авторитарный (присущий советской школе) и либеральный просто не допустимы.

Демократичное общение в процессе обучения способствует формированию свободной личности, умеющей отстаивать свою точку зрения и обладающей чувством собственного достоинства.

4.

Диверсификация и вариативность образования – предусматривает разностороннее разнообразное развитие учащихся, посредством организации различных образовательных учреждений, имеющих разные виды и типы направленности обучения. В настоящее время открывается все больше колледжей, лицеев, гимназий и т.д., каждый из которых имеет определенную направленность в обучении и углубленное изучение отдельных учебных дисциплин.

5. Интегративность образования – направлено на осуществление преемственности между всеми ступенями образования, начиная с детского сада.

Все чаще возникают такие комплексные образовательные учреждения как «детский сад – школа» или «школа – институт».

Данные учреждения сотрудничают между собой, путем реализации преемственности, усиления межпредметных связей, создания разнообразных интегративных курсов и т.д.

6. Психологизация образования – процесс обучения направлен не только на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, но и на развитие мышления.

Современное общество требует от подрастающего поколения умения мыслить в различных ситуациях, принимать решения быстро, решать проблемные ситуации качественно и не стандартно.

Все это достигается путем развития у детей различных видов мышления, при проведении в рамках образовательного процесса психологических исследований и интеграции практической психологии и педагогики в образовательный процесс.

7. Переход от информативных методов обучения к активным – включение в процесс обучения элементов проблемности, научного поиска, исследовательской и проектной деятельности.

Все это способствует тому, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем поиска новой информации и ее последующего усвоения.

Такого рода обучение способствует не только более качественному усвоению учебных знаний, но и стимулирует развитие творческой и креативной личности.

В соответствии с п. I, 2 ст. 120 ГК РФ учреждения отныне подразделяются на следующие виды [2]:

• частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами);

• государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ);

• муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями).

Под частным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях») [3].

Государственные и муниципальные учреждения в свою очередь, могут быть бюджетными или автономными.

Понятие бюджетного учреждения не является новым, оно и ранее было закреплено в п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ [1], однако Федеральный закон от 3 ноября 2006 г.

№ 175-ФЗ конкретизировал содержание этого понятия: казенные предприятия и автономные учреждения, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не могут признаваться бюджетными учреждениями.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях») [4].

Общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в 19,2% (351,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают роста рынка в целом до 2 трлн рублей, и согласно их прогнозам, доля частного бизнеса сократится до 18,9%, хотя в абсолютном выражении этот сегмент ждет небольшой рост до 385,4 млрд рублей.

Российский образовательный рынок отличает большая доля «государственности».

Сегодня учредителем большинства учреждений выступает государство, а большинство граждан выбирает для своих детей именно государственные детские сады, школы, техникумы и вузы.

Это связано со многими факторами – прежде всего, с низким уровнем доходов населения, и этот факт лишает импульса для развития негосударственного сектора.

Так провалился проект по открытию частного дошкольного учреждения в республике Хакассия в 2015 году: местные власти за счет республиканского бюджета провели реконструкцию здания, выделили грант, но ни один предприниматель не выразил желания заняться организацией детского сада.

Негосударственный сектор образования развивается в столице и исключительно в крупных городах, по статистике больше всего частных организаций действует в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области и Краснодарском крае. По данным Минобразования, в ряде регионов вообще нет частных учреждений, например, в Алтае, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Чукотской АО, Еврейской автономной области [6].

Но ситуация с каждым годом меняется, хотя в разных сегментах рынка тренды разнонаправленные. Так, значительно выросло число частных дошкольных учреждений, и этот сегмент является на сегодня одним из самых развитых в области частного образования.

Следующим шагом стала модернизация региональных систем дошкольного образования, одним из направлений этого проекта стало развитие всех альтернативных видов дошкольного образования на базе частных детских садов и групп по присмотру и уходу за детьми.

Это привело к росту числа частных детских садов — на 1 ноября 2019 года во всех регионах было зарегистрировано 1 438 частных садика, которые посещают 113 тыс. детей.

Самое большое количество таких учреждений – в Самарской области, республике Саха-Якутия и ЯНАО.

Авторы доклада о российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий видят в этом сегменте большой потенциал, поскольку пока доля частных садов в общем объеме еще не велика — всего в России, по данным Росстата на конец 2018 года, насчитывалось 50 115 организаций дошкольного образования.

На сегодняшний день, по нашим подсчетам, государственный сектор занимает порядка 93% рынка, однако, учитывая общий объем рынка, оставшиеся 7% в денежном выражении составляют внушительную сумму.

При наметившейся динамике проникновения бизнеса в сферу общего дошкольного образования мы прогнозируем, что рынок частных услуг в ней к 2021 году вырастет на 6,5 млрд рублей [8].

Развивается и сегмент частного общего среднего образования. Ежегодно в стране открывается 30-36 частных школ, самое большое их число приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Всего на начало года в стране действовало 819 частных организаций, в которых проходили обучение 114 тыс. детей (общее количество школ в России по состоянию на 2016 год — 43 374).

В большей же степени частным сектором сегодня охвачен сегмент дополнительного школьного образования, который на 100% приходится на частный бизнес.

Его развитие также связано с «майскими указами», согласно которым 75% детей в возрасте от 7 до 18 лет должны быть охвачены дополнительной программой образования, прежде всего, технической и научной направленности.

Ежегодно количество организаций, оказывающих такие услуги, увеличивается в 3,5 раза, в 2018 году в них обучалось 67 тыс. детей.

Самый большой охват школьников допобразованием демонстрирует Московская, Белгородская области, ХМАО, Хабаровский край. Общий объем рынка дополнительных образовательных услуг для школьников по итогам 2018 года оценивался в 130,3 млрд рублей и по прогнозам, в среднем показатель будет увеличиваться на 2–3% в год, к 2021 году достигнув 149,2 млрд рублей.

Но в двух сегментах сферы образования ситуация с развитием частного сектора не столь радужная – речь идет о среднем профессиональном и высшем образовании. На конец 2018 года в России действовало всего 283 частных профессиональных образовательных организаций, всего в них обучается 168 тыс. студентов, и за два года число таких организаций выросло на 40 структур [9].

Число частных вузов и вовсе сокращается — если в 2016 году в России действовал 401 негосударственный вуз, то в 2018 году их осталось 316 (всего в стране функционирует 896 организаций высшего образования).

И, несмотря на то, что в таких вузах законодательно предусмотрены квоты на обучение студентов за счет государства, их активность снижается, и в 2019 году только 23 заведения приняли участие в таком распределении (на 38% меньше, чем годом ранее).

В 2018-ом негосударственные вузы в виде платы от студентов получили около 33,9 млрд рублей, и по прогнозам к 2021 году объем поступлений сократится до 26 млрд рублей.

Справедливости ради стоит отметить, что, начиная с 2009-го устойчиво уменьшается количество учреждений высшего образования, снижается и численность обучающихся в них студентов.

И эта тенденция характерна как для государственных и муниципальных вузов, так и для частных.

В ближайшее время будем наблюдать перетекание студентов из системы высшего образования в систему среднего профобразования — в основном на программы подготовки специалистов среднего звена. Прогнозируемый экспертами темп роста численности студентов в частном секторе профобразования в 2021 году составит 47%.

Для развития этого сегмента рынка планируется снять ограничения по лицензированию программ в профучреждениях. Чтобы профессионалы, которые хотят и могут передать свои знания, мастерство, технологический потенциал молодежи, могли бы приходить в такие учреждения и формировать свои программы [10].

В целом, эксперты видят большой потенциал в развитии онлайн-образования во всех сегментах рынка. Среднегодовой прирост этой индустрии в России составляет, по разным оценкам, 17–25%. Если в 2016 году на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% (20,7 млрд рублей) всего рынка, то к 2021 году эксперты ожидают роста доли до 2,6% (53,3 млрд рублей).

Самый активный рост ожидается в сегментах дополнительного школьного и дополнительного профессионального образования.

Впрочем, эксперты считают, что препятствием на пути активного развития цифрового образования может стать слабая IT-грамотность участников образовательного процесса, а также система образования в России, которая чрезвычайно централизована и остается главным образом государственной.

Список использованной литературы:

Источник: https://infourok.ru/vidi-obrazovatelnih-uchrezhdeniy-gosudarstvennie-municipalnie-i-chastnie-3959356.html

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика

Чем отличаются муниципальные учреждения от государственных

Масштабная реформа бюджетного процесса, затрагивающая все его этапы и участников, начатая государством еще в конце девяностых XX века, в 2010 году «подарила» обществу закон, существенно изменивший правила и условия игры и список получателей средств из бюджетов всех уровней. Привычная всем достаточно однородная бюджетная сфера разделилась на новые виды учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Какие же конкретно произошли изменения, и что они дадут нам — рядовым получателям бюджетных услуг, и самим учреждениям?

Понятие государственной услуги

Чтобы уяснить, чем отличаются казенные, бюджетные и автономные учреждения между собой, надо, прежде всего, вспомнить термин «государственная (муниципальная) услуга», введенный в обиход законодательством также в 2010 году.

Под государственными и муниципальными услугами подразумевается выполнение полномочий, закрепленных либо за государственными властными структурами, либо за муниципальными. Отсюда и различие в названии услуг.

Исполнение полномочий обычно осуществляется не работниками тех или иных управлений, министерств и ведомств, а через создание ими подведомственных разнообразных учреждений и доведения им заданий соответствующего характера.

Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

Цели и задачи реформ

В качестве основной задачи внедрения новшеств заявляли повышение результативности бюджетных расходов. По сути дела, реформированию планировалось подвергнуть всю бюджетную (а в особенности, социальную) сферу.

Должны были уйти из обихода привычные бюджетные учреждения, за действия которых и содержание вне зависимости от конечного результата и востребованности у населения ответственность нес учредитель, а их место предназначалось учреждениям новых форм с совершенно другим объемом прав и обязанностей.

В средствах массовой информации периодически появлялись мнения, что такая реформа приведет к коммерциализации бюджетной сферы, однако Министерство финансов, являющееся идеологом и основным разработчиком данного закона, категорически отрицало такую возможность и достаточно активно проводило разъяснительную работу — как на своем сайте, так и на открытом там же форуме.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного? Для объективного понимания различий между данными инстанциями надо внимательно сравнить основные положения, характеризующие их права и обязанности.

Основные характеристики бюджетных, автономных и казенных учреждений

Внесение изменений в действующее законодательство поставило перед фактом о необходимости выбора новой организационно-правовой формы для подведомственных учреждений всех органов власти. Из их кратких характеристик видно, чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного:

  • Казенное учреждение – минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, содержание строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности, все доходы от платных услуг идут в бюджет.
  • Бюджетное учреждение – больший объем прав, учредитель не несет ответственности за результаты финансовой деятельности (долги), часть имущества в собственности учредителя, часть – учреждения, деньгами от предпринимательской деятельности распоряжается учреждение, функционирует за счет субсидий на содержание имущества и на выполнение установленного задания.
  • Автономное учреждение – обладает наибольшим объемом прав, особенно в части платных услуг. Есть наблюдательный совет, несущий некоторый распорядительно-рекомендательный функционал. В остальных позициях сходно с бюджетным.

Изначально определенные организационно-правовые формы не статичны: может приниматься решение, например, о переводе казенного учреждения в бюджетное, а потом при необходимости обратно.

Финансовое обеспечение учреждений

Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней. Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.

  1. Для казенного учреждения учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) доводит лимиты бюджетных обязательств, на основании которых составляется и утверждается учредителем бюджетная смета. Смета передается в казначейство, и все расходование средств осуществляется исключительно в ее пределах в разрезе утвержденных статей. Если возникает необходимость в перераспределении сметы, то это делается только с согласия учредителя и ограниченное количество раз в квартал. Но! В случае возникновения у учреждения какой-либо кредиторской задолженности (что в рамках общего контроля и при тенденции ужесточения наказаний за нарушения бюджетного законодательство маловероятно), субсидиарную ответственность несет учредитель.
  2. Для бюджетной организации учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) утверждает перечень услуг, устанавливает финансовые нормативы на их выполнение и доводит задание на услуги в натуральных единицах. Исходя из доведенного задания и нормативов рассчитывается объем денежной субсидии на его выполнение. Деньги должны перечисляться на счет учреждения ежемесячно. Если по каким-то причинам задание не выполнено, то объем субсидии уменьшается без учета того, есть у учреждения нужда в средствах или нет. В случае перевыполнения без согласия учредителя излишне выполненные объемы задания могут быть не оплачены. По своим обязательствам учреждение несет обязанность само. Полученные средства используются в соответствии с составленным и утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Перераспределением средств внутри плана занимается само учреждение.
  3. Для автономного учреждения действует тот же принцип, что и для бюджетного, но оно гораздо свободнее в плане закупок.

Имущество учреждений

Сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения также позволяет выявить ряд любопытных моментов. Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления.

Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества.

Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий.

Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

Предпринимательская деятельность учреждений

Еще один существенный показатель, чем казенное учреждение отличается от бюджетного – это возможность получения доходов от платных услуг. Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является основной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом.

То есть, больница не может проводить концерты и брать за них деньги. Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но! Доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет никаких гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования.

Бюджетное же учреждение заработанными средствами распоряжается само.

Налогообложение учреждений

И казенные, и бюджетные учреждения работают на общепринятой системе, то есть сдают все отчеты и платят все исчисленные налоги. Здесь казенное учреждение чем отличается от бюджетного? Ничем. Вот автономные, имеющие больше возможностей для заработка, могут выбрать упрощенку – это достаточно серьезная преференция.

Итоги

Хотя процесс реформирования с учетом достаточно длительного переходного периода идет уже несколько лет, массовых банкротств учреждений или перехода их на коммерческие рельсы для населения пока не наблюдается. Так называемая коммерциализация проявляется, скорее, во взаимоотношениях учреждений с органами власти в части получения средств и создании некоей межучрежденческой конкуренции.

Источник: https://FB.ru/article/365255/chem-kazennoe-uchrejdenie-otlichaetsya-ot-byudjetnogo-sravnitelnaya-harakteristika

Svurist
Добавить комментарий